Россиянам угрожает дефицит джинсовой одежды.

В Бангладеш на фоне назревающего политического кризиса начались массовые забастовки на фабриках, где шьют джинсы для крупнейших мировых брендов: Calvin Klein, Wrangler, H&M , Target, Zara , Tesco, Marks & Spencer и Hugo Boss. Протестующие блокируют дороги, атакуют фабрики, забрасывая их камнями. Полиция использует слезоточивый газ, звуковые гранаты и резиновые пули. Закрыты уже сотни производств, и если ситуация не поменяется, уже в начале 2024-го проблемы с джинсовой одеждой могут начаться по всему миру, причем дефицит не обойдет стороной и Россию . Джинсовый кризис — в материале «Ленты.ру».
Бангладеш — бывшая британская колония и самая густонаселенная страна в мире: на один квадратный километр там приходится 1120 человек, а всего в республике проживает более 170 миллионов, подавляющее число (98 процентов) — бенгальцы. До получения независимости в 1971 году страна была одной из самых бедных в мире. Согласно заявлениям властей нынешней республики, когда территория входила в состав Восточного Пакистана, ни одна из отраслей промышленности в Бангладеш не развивалась из-за дискриминационной политики правительства.
Все начало меняться с 1970-х, когда потребовалось поднимать с колен уничтоженную экономику. Выходом стало ускоренное развитие текстильной промышленности: сыграла ставка на производство готовой одежды (RMG — от англ. ReadymadeGarments). Сейчас на долю этого сектора приходится 81 процент от общего объема экспортных поступлений и более 11 процентов ВВП. В общей сложности в секторе заняты более 4 миллионов человек, работает более 4500 швейных фабрик.
Крупнейшие клиенты — как правило, бренды сегмента так называемой «быстрой моды», или fast-fashion. «Основные страны, на которые приходится экспорт, — это Канада , США , Бельгия , Франция , Германия , Италия , Испания , Великобритания . Речь идет о крупных компаниях, таких как Inditex, H&M, Walmart . Кроме того, среди десяти топ-клиентов, у которых есть производства в Бангладеш, значатся Supreme, Armani Group, Tommy Hilfiger, Hugo Boss и так далее», — рассказала гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак Клейманс.
После пандемии ситуация начала налаживаться. «Швейная промышленность Бангладеш добилась значительного прогресса за последнее десятилетие, и за счет улучшения условий на фабриках достигается постоянный прогресс в вопросах устойчивого развития», — настаивает президент Bgmea Фарук Хассан. Однако вопреки позитивным заявлениям еще до пандемии в секторе были проблемы, и они никуда не делись. Сейчас к ним добавились массовые забастовки на производствах. Учитывая, что чаще всего в Бангладеш отшиваются не все коллекции бренда, а именно джинсовое направление, это может грозить дефицитом популярной во всем мире одежды уже с начала 2024 года .
Протесты в двух промышленных центрах, расположенных на окраине столицы страны Дакки , начались в конце октября 2023 года. Занятые в текстильной промышленности работники зарабатывают около 75 долларов в месяц (6,6 тысячи рублей по курсу на момент публикации материала). При этом средняя зарплата в Бангладеш составляет 243 доллара (21,6 тысячи рублей). Рабочие требуют увеличить оплату их труда хотя бы до 209 долларов, то есть до меньшей суммы, чем в среднем по стране. Власти республики пока не готовы идти им навстречу. В ответ протестующие забрасывают полицию камнями и громят заводы, на которых работникам не разрешают присоединяться а акциям.
На улицы вышли бангладешцы, работающие в мелких и средних — «не таких уж обеспеченных компаниях», рассказывает вице-президент ассоциации текстильщиков России Татьяна Шерстнева. Согласно ее оценке, работодатели, сотрудничающие с глобальными компаниями, лучше поддерживают условия труда, так как это прописано у них в контрактах. Большая часть сотрудников швейных производств в Бангладеш — женщины, которые зачастую работают намного больше восьми часов день и не получают пособия по уходу за ребенком. Как рассказала руководитель профсоюза работников фабрики по производству джинсовой одежды в Дакке Айеша Акхтер, улучшения условий труда удается добиваться постепенно.
«Если рабочие выйдут на улицы, чтобы протестовать, они потеряют свои места и будут вынуждены вернуться в свои деревни», — комментирует происходящее премьер-министр Бангладеш Шейх Хасина. Такой ответ на забастовки, практически парализовавшие промышленную деятельность в стране, звучит довольно резко и не вполне соотносится с общим настроем на достижение договоренностей. Говоря о его подоплеке, директор дивизиона «Текстиль» компании National Group Textile (NG TEX), представитель бангладешских швейных фабрик в России Валерий Сидоренко высказал мнение, что катализатором протестов стали предстоящие выборы главы правительства, намеченные на январь 2024 года, а оппозиция пытается использовать общественные волнения в своих интересах.